Поздравляем Юрия Григорьевича Молокова с юбилеем!
Юрий Григорьевич Молоков отмечает 75-летний юбилей. Факты биографии Юбиляра вызывают глубочайшее уважение и искренний интерес родных и коллег, тех, кто многие годы рядом, и новых знакомых. Успешно окончив Турунтаевскую среднюю школу, Юрий Григорьевич остался работать трактористом в родном совхозе Томской области, поскольку считал важным для себя внести свой вклад в его развитие. Однако через некоторое время судьба все-таки привела его в Новосибирский государственный педагогический институт, где, осваивая теорию и методику естественно-научного образования школьников, талантливый студент овладел профессией, позволяющей ему продолжить семейную педагогическую династию. Причем не только в качестве педагога, но и с первых дней самостоятельной профессиональной деятельности в качестве руководителя школы.
Служба в армии закалила молодого директора и позволила решить ряд серьезных проблем в организации служения Отечеству призывников с высшим образованием. Неравнодушная личная позиция и удивительные коммуникационные способности позволили ему аргументировать министру обороны значимость рационального использования интеллектуального и управленческого потенциала таких призывников.
Следующая веха личной истории и истории развития Новосибирского образования – создание под руководством Юрия Григорьевича лучшего в стране межшкольного учебно-производственного комбината. Соединение обучения с производительным трудом, исследование склонностей, способностей и предпочтений детей дают возможность профессионального самоопределения и получения профессии тысячам школьникам Центрального района г. Новосибирска. Позднее Юрий Григорьевич работал в отделе науки обкома КПСС, где основной своей задачей считал обеспечение сельских школ современным оборудованием и повышение уровня профессиональной компетентности работников образования.
В 1982 году Юрий Григорьевич был назначен директором Новосибирского института усовершенствования учителей. Ряд инициатив самого юного директора ИУУ в стране до настоящего времени актуальны и востребованы педагогическим сообществом, являются приоритетными в федеральной и региональной повестке развития системы образования.
Например, для стимулирования профессионального мастерства и творческой инициативы педагогов была введена система аттестации учителей, по итогам аттестации присваивались звания учитель-методист и старший учитель. Естественно, что подготовка и проведение аттестации стало одним из направлений деятельности сотрудников института. Складывалась система повышения квалификации руководителей школ на двухмесячных курсах. Под руководством и при непосредственном участии Юрия Григорьевича силами работников областного отдела народного образования и методистов была успешно реализована идея проведения семинаров во всех районах области, темами которых были изменения, вошедшие в жизнь областной системы образования в связи с реформой общеобразовательной школы.
Реформа требовала и повышения квалификации сотрудников института, пересмотра учебных планов и программ, выбора наиболее эффективных форм организации работы со слушателями. В каждом предметном кабинете института была создана картотека педагогических кадров, в которой содержалась полная информация о педагоге. А совместная работа с рай(гор)методкабинетами позволила методистам целенаправленно формировать группы слушателей, создавать гибкую систему повышения квалификации, разнообразить формы организации занятий на диагностической основе (диагностика проводилась в начале курсов и по их окончании). Жизнь подтвердила своевременность и актуальность таких подходов к повышению квалификации. Изучение профессионального уровня учителей, их затруднений и потребностей позволяло оперативно преодолевать эти сложности, развивать методическую работу, обеспечить преемственность на всех уровнях. Особое внимание уделялось сотрудничеству с вузами. Получила признание Зимняя школа сельского учителя НГУ, взаимодействие специалистов института с НИИ школ РСФСР, НИИ СиМО АПН СССР, ЦИУУ. Учителя Новосибирской области получили возможность встретиться с ведущими учеными Сибирского отделения СО РАН, познакомиться с направлениями и результатами их исследований, побывать в научно-исследовательских институтах.
Очередной этап удивительной и полной высоких достижений жизни Юрия Григорьевича – 17 лет руководства научными исследованиями в институте информатики и вычислительной техники АПН СССР, позднее Российской академии образования. Юрий Григорьевич инициировал, организовал и методологически поддерживал научные исследования сибирских ученых в области информатизации образования, внеся вклад в теорию и практику отечественной педагогики. Им написаны десятки научных статей, монографии и методические рекомендации по применению созданных под его руководством и при активном участии электронных учебных пособий для обучения различным школьным предметам и подготовки учителя к проектированию и реализации образовательного процесса. Защищена диссертация кандидата педагогических наук, посвященная применению средств ИКТ в сельской школе. Высшая аттестационная комиссия присвоила Юрию Григорьевичу ученое звание «старший научный сотрудник».
И вновь работа в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, где 12 лет Юрий Григорьевич возглавляет научно-методический центр «Современные технологии». В этот период при его непосредственном участии разработана и реализуется целевая программа информатизации г. Новосибирска; осуществляется системное научно-методическое сопровождение инновационной деятельности учителей образовательных учреждений, применяющих современные образовательные технологии, включая ИКТ, в образовательном процессе; создается Городской центр информатизации «Эгида». Апробация, а затем внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования дают старт исследованиям особенностей развития информатизации образования и ее научно-методическому сопровождению в контексте инновационности и стандартизации. Особое место в научных трудах Юрия Григорьевича уделено специфике реализации идей политехнизма в современной школе в современном контексте развития российского образования. Определена проблематика безопасной среды жизнедеятельности школьников; выявлены особенности воспитания детей в условиях информатизации образовательного процесса. Изучены вопросы интеграции ИКТ и других образовательных технологий в организации образовательного процесса на различных уровнях общего образования.
Сотрудничество с кафедрой начального образования, кафедрой информатики и информационных технологий, другими подразделениями института помимо совместных публикаций включало и проведение многочисленных семинаров и конференций, в том числе и традиционную научно-практическую региональную конференцию работников образования, посвященную развитию цифровой школы в Новосибирской области.
В предшествующие Юбилею годы Юрий Григорьевич не только организует методические события, пишет научные статьи и монографии. Из-под его пера вышли несколько замечательных книг: «Когда уйдем от школьного порога», «Подсказки памяти», «Мои миры». Эти книги о Жизни и об особом отношении Юбиляра к ней.
Поздравляя с Юбилеем, желаем, чтобы дальнейшая жизнь подарила стимулы для творчества, стремление и возможность достичь того, о чем мечтается в День Рождения! С Праздником!


Добавить комментарий