Городской школьный праздник «Ученик года Новосибирска»
Девятнадцатый год департамент образования мэрии города Новосибирска и Дворец творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор» организуют конкурс «Ученик года Новосибирска». Воспитательный проект «Ученик года Новосибирска» – это современный формат реализации практики социального воспитания подростков, который можно рассматривать как сообщество соавторов, создающих новые технологии, блоги, форматы, конструкторы и другие партнёрские формы работы с подростками, которые обогащают практику организации внеучебной деятельности школьников города Новосибирска.
Впервые за всю историю проекта в этом учебном году его участниками стали не только ученики 9 – 11 классов, которые вошли в состав основного конкурса, но и ученики 8 классов, которые вошли в состав дополнительного конкурса. В 2021 году 42 школьника, представители 7 районов и Центрального округа города Новосибирска, заявили об участии в проекте. Из них 36 человек – представители основного конкурса и 6 человек – представители дополнительного конкурса.
25 ноября 2020 года на платформе ZOOM состоялась творческая встреча со старшеклассниками «Точка сборки». Переход на дистанционную форму работы показал необходимость искать иные подходы в проведении конкурса: форматы презентации себя, разработка проектов в online и так далее. Полтора часа общения, вопросов, обмена мыслями и поиска смыслов помогли ответить на главный вопрос: «Каким должен быть девятнадцатый конкурс «Ученик года Новосибирска?». Будущим конкурсантам представилась возможность стать соавторами и принять участие в проектировании и моделировании формата проведения конкурса в 2021 году.
13 января 2021 года стартовал уже обновлённый проект. Организаторы обсудили со старшеклассниками новые форматы и условия участия.
В первом туре, Презентационном, участники конкурса представили себя индивидуально в трех форматах: презентационный пост в социальных сетях (ВКонтакте, Instagram) «Я – ученик года Новосибирска», отражающий личностную позицию и достижения участника конкурса, его заявку на победу в конкурсе и размышления о себе, как жителе города Новосибирска; Moodboard «Точка сборки – Я» – 7 фактов о себе как Ученике года Новосибирска, представленные в визуальной форме; сторителлинг – видеоистория о себе. Следующий этап первого тура прошёл совместно в формате душевного нетворкинга «Ученик года Новосибирска». Встреча в формате нетворкинга стала для участников конкурса и организаторов эффективным способом знакомства и взаимодействия, сочетающим в себе деловые и душевные стороны, а также стала стимулом для дальнейшего общения ребят.
Второй тур конкурса – Исследовательско-дискуссионный – это участие школьников в работе коммуникативных и дискуссионной площадок.
Семь коммуникативных онлайн-площадок, «Точек смысла», стали для участников пространством общения со спикерами (представителями разных сфер деятельности, людей интересных и известных в своей профессии), обсуждения вопросов и мнений, а также поиска и нахождения собственных смыслов. В процессе взаимодействия шёл обмен оригинальными идеями, спикерам удалось ответить на самые неожиданные и сложные вопросы ребят, поделиться ценным профессиональным опытом.
Дискуссионная площадка «Мир VUCA» прошла в формате очной встречи конкурсантов. Что представляет собой «VUCA» мир, какой он, к чему быть готовыми и можно ли привыкнуть к этой неустойчивости – вот основные вопросы, над которыми участники размышляли в своих выступлениях. За 100 секунд презентации с помощью 5 слайдов конкурсанты поделились вопросами, ответами, метафорами, примерами и книгами о постоянно меняющемся мире, который требует быстро и адекватно перерабатывать огромные объёмы информации, а также динамично и постоянно меняться.
Третий тур конкурса – Проектировочный – дал возможность ребятам попробовать свои силы в проектировочном Хакатоне и социальной практике «Моя инициатива». Хакатон проходил в формате онлайн площадки, где конкурсанты обменивались идеями и придумывали совместный проект, своего рода площадка для экспериментов. Школьники продумывали единую технологию, отвечая на ключевые вопросы «кому и почему она необходима», «как вы можете помочь освоить эту технологию». Как итог всех действий – у каждой команды сложилась конкретная технология, разработанная для определённой целевой аудитории (школьники или педагоги) и в определённом формате ознакомления.
В следующем этапе конкурсанты встретились на площадке ZOOM уже для апробации созданных в рамках Хакатона проектов для педагогов и школьников образовательных организаций города Новосибирска и Новосибирской области.
Четвёртый тур конкурса – Творческий – состоял из двух этапов. Первый из них прошёл на сцене концертного зала дворца творчества «Юниор». Ребята показали талантливые, неординарные, ироничные и полные смыслов творческие самопрезентации на тему «В Новосибирске…». Каждый конкурсант подготовил домашнее задание со своим продолжением, о том, что можно или нужно в нашем городе: искать, развиваться, наблюдать, удивляться, меняться, достигать вершины, танцевать, осуществлять, играть, приключаться, дружить, определяться, помогать, учиться, работать, жить…
Пройдя творческое испытание, ребята встретились на завершающем этапе, который прошёл на площадке Zoom в формате импровизационного задания. Конкурсантам были предложены необычные индивидуальные и совместные формы работы.
17 мая 2021 года в 15.00 в концертном зале Дворца творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор» состоится Городской школьный праздник «Ученик года Новосибирска», на котором будут объявлены победители основного и дополнительного конкурса, а также победители в специальных номинациях «Признание друга», «Я – Новосибирец» и «Профессиональное признание».
Информацию подготовила
Кульнева Ольга Владимировна,
методист ДТД УМ «Юниор»

