Школы Новосибирска отметили Международный день музеев
18 мая, в Международный день музеев, на базе образовательных учреждений Центрального района прошел 9-й городской Фестиваль школьных музеев. Организаторы фестиваля – Главное управление образования мэрии и отдел патриотического воспитания Дворца творчества детей и учащейся молодежи "Юниор ".
По традиции ежегодно один из районов принимает на своей базе школьные музеи города. В этом году учащиеся и педагоги каждого образовательного учреждения Центрального района приготовили для гостей экскурсии по своим школьным музеям, рассказали о мероприятиях, которые проводят музеи в течение года: интегрированные уроки, уроки мужества, музыкально-литературные композиции.
Так, в Экономическом лицее в рамках фестиваля прошла встреча в Музее истории. О его деятельности рассказала руководитель Лидия Илларионовна Гнеус: "Музей истории образовательного учреждения был создан в 2004 году по инициативе и спонсорской поддержки выпускников 1981 года: Андрея Нешина, Якова Лондона, Игоря Козлова и других. Целями создателей было приобщение ребят к духовным ценностям, воспитание гуманной, честной, трудолюбивой личности средствами музея, формирование уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям лицея. Основной фонд музея насчитывает 82 единицы, это: личные вещи ветеранов войны; выпускников Андрея Сычёва, Андрея Гришина, Андрея Клепинина, погибших в локальных войнах; боевой арсенал участников афганской войны; атрибутика пионерской организации; информационные баннеры о лицее; фотоэкспозиции "Мгновения радости ", "Спорт, спорт, спорт... ", "Признание " и другое ".
Актив музея составляют учащиеся 5-11 классов. Они ведут поисковую работу, проводят экскурсии, встречи, оформляют информационные, боевые листки, посвященные историческим датам, шефствуют над ветеранами педагогического труда и выпускниками послевоенных лет. При активном участии актива музея проходят конкурсы стенных газет, посвященные календарным датам, антивоенные митинги, конкурсы строя и песни "Аты-баты " и многое другое.
Профессионально и увлеченно юные экскурсоводы из Экономического лицея представили гостям музейные экспозиции, рассказали о многочисленных достижениях лицеистов, а также знаменитых выпускниках, а победители городских конкурсов среди школьных музеев представили свои работы.
В 20092010 учебном году для музеев образовательных учреждений были проведены конкурсы "Экскурсионные маршруты нашего города " и "Давно окончилась война ", участие в которых приняли более 150 руководителей музеев, учителей, учеников и родителей. В ДК им. Дзержинского прошла церемония награждения по итогам этих конкурсов.
Поздравили победителей и вручили им ценные подарки: глава администрации Центрального района Владимир Юрьевич Захаров, заместитель начальника Главного управления образования мэрии города Новосибирска Андрей Владимирович Орлов, ведущий специалист отдела воспитательной работы Главного управления образования Ирина Игоревна Синельникова, Заслуженный учитель РФ Григорий Авраамович Шихваргер, директор школы олимпийского резерва Геннадий Тимофеевич Демин, директор музея истории развития образования Новосибирска и Новосибирской области " Валентина Александровна Орлова, методист отдела патриотического воспитания ДТД УМ "Юниор " Наталья Николаевна Букарева.
Заслуженный учитель школы РФ, заместитель директора по УВР Дворца творчества детей и учащейся молодежи "Юниор " Григорий Авраамович Шихваргер: "На сегодняшний день музеи заняли одно из главных мест в воспитательной работе школы. Это связано с тем, что работа школьника в музее дает ему возможности самостоятельной, исследовательской деятельности. Активно развивается школьная музейная педагогика – у профессиональных музеев это давно апробированные методы работы.
Такие фестивали в Международный день музеев мы проводим более 10 лет. Это подведение итогов воспитательной работы, активный обмен опытом и определение пути движения вперед. Помимо этого мы проводим научно-практические конференции, всякого рода смотры – все это составляет ту систему, которая определяет работу школьных музеев города Новосибирска. Воспитательная работа школьного музея очень значима. Она менее заметна по ежедневным результатам, именно поэтому в течение года мы проводим такие конкурсы, в которых выявляется работа учащихся и педагогов ".
Итак, в конкурсе "Экскурсионные маршруты нашего города ", по решению жюри, призовые места распределились следующим образом:
Номинация "Путь к мастерству: штрихи к портрету "
I место – Тимохова Валентина, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 132.
II место – Савич Валерия, ученица 9 класса МБОУ гимназии № 10.
III место – Журовик Галина Федоровна, руководитель музея МБОУ СОШ № 41; Лайкова Екатерина, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 19.
Номинация "Спортивная книга Новосибирска "
II место – Гондарева Елена Аркадьевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 105.
III место – Крутова Елизавета, ученица 7 класса МБОУ СОШ № 23.
Номинация "Грани таланта "
III место – Голованова Елена Николаевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 57; Коршунова Раиса Александровна, руководитель музея МБОУ СОШ № 111; Мурашева Вероника, ученица 11 класса МБОУ СОШ № 57.
Номинация "Новосибирск архитектурный "
I место – Суслов Александр, ученик 8 класса МБОУ СОШ № 202.
II место – Зубова Вера Юрьевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 18; Новиков Артем, ученик 7 класса МБОУ СОШ № 168.
III место – Марьин Кирилл, ученик 7 класса МБОУ СОШ № 40.
О работе в школьном музее рассказала победительница конкурса "Давно окончилась война " в номинации "Поле Славы Боевой " Ольга Фомина, ученица 5 класса МБОУ СОШ № 15: "Наш школьный Музей Боевой славы 278-й Сибирской сталинской краснознаменной ордена Суворова II-й степени авиационной дивизии был открыт 7 мая 1975 года, в нем представлено более 2 тысяч экспонатов. В школьном музее я провожу экскурсии, принимаю участие в организации мероприятий, выступаю на конференциях. Благодаря этому я стала более уверенно выступать на публике, спокойно работать на аудиторию: например, рассказывать стихотворения на уроках литературы. В музей я записалась сама: очень понравилось, как другие девочки проводят экскурсии. Этому нас учат в "Школе юного экскурсовода " Дворца творчества детей и учащейся молодежи "Юниор ".
Итоги конкурса "Давно окончилась война "
Номинация "Поле Славы Боевой "
I место – Васильева Ольга Константиновна, руководитель музея МБОУ СОШ № 1; Куликова Валентина Михайловна, руководитель музея МБОУ СОШ № 15; Косых Анастасия, ученица 7 класса МБОУ СОШ № 1; Коржева Алена, ученица 7 класса МБОУ СОШ № 1; Сень Владислав, ученик 6 класса МБОУ лицея № 81.
II место – Данова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 40; Костина Ольга Константиновна, руководитель музея МБОУ СОШ № 94; Генин Иван, ученик 10 класса МБОУ СОШ № 129; Козлова Наталья, ученица 7 класса МБОУ гимназии № 16.
III место – Перков Виталий Андреевич, руководитель музея МБОУ СОШ № 121; Почуева Ольга Евгеньевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 146; Литвинова Ксения Анатольевна, библиотекарь библиотеки им. Бориса Богаткова; Фомина Ольга, ученица 5 класса МБОУ СОШ № 15; Копнина Анна, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 132; Ледянкина Анастасия, ученица 7 класса МБОУ лицея № 81.
Номинация "Все для фронта, все для Победы "
I место – Стребкова Ирина Иосифовна, руководитель музея МБОУ СОШ № 33; Чусовикина Катерина, ученица 8 класса МБОУ СОШ № 33; Амирян Лидия, ученица 8 класса МБОУ СОШ № 33; Волощик Анатолий, ученик 9 класса МБОУ гимназии № 14.
II место – Гаевская Евгения Николаевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 3; Щенников Лев, ученик 5 класса МБОУ СОШ № 29.
III место – Красноперова Екатерина, ученица 8 класса МБОУ СОШ № 122.
Номинация "Эти долгие годы войны "
I место – Якушенко Тамара Васильевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 202; Строчков Алексей, ученик 9 класса МБОУ СОШ № 29.
II место – Агалакова Любовь Александровна, руководитель музея МБОУ СОШ № 162; Дмитриева Лариса Адольфовна, учитель информатики МБОУ СОШ № 162; Высоцкий Данил, ученик 11 класса МБОУ СОШ № 132.
III место – Дементьева Альбина Федоровна, руководитель музея Бийского лицея-интерната Алтайского края; Ченбулашкина Анна, ученица 11 класса Бийского лицея-интерната Алтайского края; Неверова Елена, ученица 11 класса Бийского лицея-интерната Алтайского края; Лопатина Марина, ученица 8 класса Бийского лицея-интерната Алтайского края.
По мнению взрослых участников фестиваля, именно работа в музее способствует социальному развитию, самовыражению и самореализации ребенка. Ольга Константиновна Костина, руководитель музея МБОУ СОШ № 94: "Музей у нас называется "Вместе ", потому что был организован вместе с ТОСом "Телецентр ". В нашей школе есть еще один музей – "Музей памяти жертв политических репрессий ". Таких музеев всего три за Уралом – с серьезным краеведческим и историческим направлением в работе.
В этом году мы проводим множество мероприятий, посвященных Году учителя и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Музейная работа позволяет ребятам развивать коммуникативные качества, этому способствует общение с интересными людьми, работа в лекционных и экскурсионных группах, выступления на научно-практических конференциях. В городском Фестивале школьных музеев принимаем участие не первый год: в конкурсных заданиях всегда представлены интересные темы, с нетерпением ждем финала фестиваля ".
"Водите детей в музеи, – дает совет всем родителям Ольга Константиновна, – дыхание времени расширяет кругозор ребенка, видно, как дети меняются после того, как прикасаются к музейным экспонатам: могу сказать это на опыте собственных детей. "Живая " память, история не может не оставить след в душе ".
В завершении мероприятия начальник отдела образования администрации Центрального района Галина Николаевна Таймасова вручила начальнику управления образования администрации Дзержинского района Марине Валентиновне Хрячковой сертификат о праве проведения городского Фестиваля школьных музеев в 2011 году на базе Дзержинского района.
Слово "музей " происходит от греческого слова "museion " и латинского "museum " – "храм ". А школьный музей – это уголок памяти, где сохраняются и активно работают все экспонаты, документы, реликвии для воспитания подрастающего поколения и передачи исторического опыта.
В Новосибирске 225 образовательных учреждений, из которых 154 имеют музеи различных профилей:
– в МБОУ СОШ – 113 музеев;
– в статусных образовательных учреждениях (гимназиях, лицеях) – 24 музея;
– в ДОУ д/с – 7 музеев;
– в ДДТ – 6 музеев;
– в МБОУ д/д – 1 музей;
– в МБОУ МУК – 1 музей;
– музейный уголок – 1.
Сегодня уже можно сказать, что в городе создана сеть школьных музеев, работа которых тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе. Для многих учащихся работа в школьном музее дает опыт общественной активности, творческого труда, помогает самовыражению и самореализации.
Различны профили музеев: это и исторические музеи (81), и музеи военно-исторического профиля (41), этнографические (13) и краеведческие (17) музеи, Детский экологический музей. На конец 2009 года паспортизировано 138 музеев различных профилей.
Записи в школьных документах, уникальные экспонаты основного фонда, документально оформленные воспоминания не только расширяют информационный потенциал школьников, но и позволяют использовать школьные музеи как исторический источник для различного рода деятельности: проведение уроков, экскурсий, подготовка докладов, участие в научно-практических конференциях различного уровня и конкурсах и так далее.
Деятельность школьных музеев города свидетельствует о том, что они постепенно становятся историко-культурными и информационными центрами не только своих школ, но и создают положительный имидж города.
Добавить комментарий