Евгений Сженов: готовиться к ЕГЭ лучше при университете

24.09.2010

"Евгений    Подготовительные курсы в вузе должны выполнять только функцию профориентации – об этом в конце августа заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Имеет ли смысл такое ограничение, в интервью РИА Новости рассказал проректор по дополнительному, очно-заочному и заочному образованию РУДН Евгений Сженов.

   – Евгений Станиславович, какие задачи выполняют сейчас курсы довузовской подготовки? Изменилось ли что-то с введением ЕГЭ?

   – Задачи те же, что были и несколько лет назад – их никто не менял. Сейчас главная из них – устранить разрыв между уровнем школьного образования и тем, что необходим для получения высоких баллов на ЕГЭ.
   Дело в том, что в течение многих лет контрольно-измерительные материалы (КИМы) для ЕГЭ готовят представители именно вузовского педагогического сообщества по требованиям, которые предъявляет вуз к абитуриентам. Таким образом, существует разрыв между требованиями, которые закладываются в КИМы, и тем, что дает школа. К примеру, учебник по обществознанию Боголюбова позволяет подготовить выпускника к сдаче госэкзамена не более чем на 30%. А на курсах в университете у нас используется 6-7 учебников – в том числе, по экономике, социологии, политологии – ведь в экзамене есть задания из всех этих областей.
   Кроме того, ряд вузов имеет право на проведение дополнительных испытаний. Скажем, у нас на филологическом факультете, на специальности "журналистика " есть творческий конкурс. Многие школьники начинают готовиться к нему заранее – у нас есть даже трехгодичные подготовительные курсы, где ребята практикуются в написании статей, публикуются в ряде изданий, в том числе газете РУДН.

   – В Рособрнадзоре считают, что вузовские подготовительные курсы должны заниматься только профориентацией…

   – Профориентация – это, безусловно, важная задача курсов, но не основная. Если сейчас закрыть большинство вузовских подготовительных курсов, которые готовят именно к поступлению, или дать им возможность только профессиональной подготовки, на этом рынке останутся коммерческие структуры, которые уже показали себя не с очень хорошей стороны. Они привлекают преподавателей либо из школ, либо из вузов. Здесь априори не может быть чего-то революционно хорошего. Даже наоборот: результаты ЕГЭ в среднем по стране станут хуже.
   Конечно, нужно добиваться организации адекватной подготовки в школах, но не везде это возможно. Известно, что в сельских школах существует проблема с кадрами. Представьте, что учитель проработал в школе уже 40 лет – и вот перед ним встает задача подготовить к ЕГЭ. А для этого ему самому нужно просмотреть массу литературы, выполнить задания КИМов...
   На мой взгляд, ломать то, что создавалось десятилетиями и показало себя с хорошей стороны, не очень правильно. Тем более, что довузовская подготовка в вузах не финансируется государством. Если слушатели платят за курсы – значит, есть спрос. Если бы было плохое качество – они бы не платили. А лишать довузовские центры привычных функций или их закрывать – это решение, противоречащее экономическим законам спроса и предложения.

   – Как абитуриенту определить, какие подготовительные курсы – действительно качественные?

   – Во-первых, ему нужно обязательно потребовать у руководства курсов рейтинг – сколько выпускников за каждый год поступило в тот вуз, при котором эти курсы существуют. В вузы вообще, очень важная статистика – сколько поступило на бюджетные места.
   Во-вторых, надо выбирать курсы при вузах, уже имеющих репутацию, то есть, если речь идет об учебных заведениях без длительной истории, успешно проходивших государственную аккредитацию хотя бы два-три раза.
   Как показывает практика, лучше всего подготовка абитуриентов ведется в классических университетах. По тому же обществознанию в небольших вузах или автономных структурах довузовской подготовки занятия ведет, как правило, один преподаватель – экономист, политолог, социолог или кто-то еще. А классические вузы в учебный план ставят преподавателей с разными специализациями – абитуриенты учатся сначала у экономиста, потом у философа, потом у политолога и так далее. Вообще каждый предмет стараются преподнести с разных сторон – чтобы наиболее полно охватить материал всех трех частей госэкзамена.
   Наш университет много лет подряд был экспериментальной площадкой по внедрению ЕГЭ – мы и сегодня проводим методические семинары и конференции по довузовской подготовке. В РУДН с наших подготовительных курсов поступает чуть больше 80% выпускников, и они занимают примерно половину бюджетных мест. Оставшиеся 20% – в другие московские вузы.

   – Не все абитуриенты из регионов могут посещать курсы при московском вузе – ограничивает ли это их шансы при поступлении?

   – С введением ЕГЭ возможности граждан России любого региона безграничны – КИМы едины по всей стране, а качественные подготовительные курсы можно найти в разных регионах. В РУДН число студентов из Москвы не увеличивается, напротив. Хотя, конечно, стобалльные результаты абитуриентов из некоторых регионов вызывают сомнения, нередки случаи их отчисления после первой сессии.

РИА Новости

Добавить комментарий

Target Image