В советские годы основным подходом к обучению детей-инвалидов в спецшколах было трудовое воспитание. Что изменилось за последние 20 лет и чему сегодня нужно учить детей с нарушениями здоровья, об этом в интервью РИА Новости рассказывает директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.
– Николай Николаевич, как и почему менялись системы образования детей-инвалидов в разных странах в последние десятилетия?
– На протяжении ХХ столетия специальная школа менялась, ориентируясь на требования рынка труда. Наиболее отчетливо это происходило в СССР и Германии – странах, чьи государственные системы специального образования ставили своей целью "производство полезных членов общества ". Принимая все расходы по содержанию спецшкол на себя, государство заботились, чтобы их выпускники были способны впоследствии возвратить деньги в казну. Потому-то столько внимания и в Германии, и у нас уделялось урокам труда, допрофессиональной подготовке.
Молодой человек с интеллектуальными проблемами после школы мог рассчитывать получить место, на которое не шли его нормально развитые сверстники, как правило, это был малоквалифицированный труд.
К концу 1970-х годов в странах благоденствия спрос на неквалифицированный труд резко упал, да и нанимать на него предпочли иммигрантов. Ниши на рынке труда, под которые спецшкола прежде готовила своих подопечных, исчезли. Цели и смыслы обучения детей с недостатками умственного развития и прочими нарушениями пересматриваются, такого ребенка перестают "натаскивать " на овладение несложными трудовыми операциями. Отныне основная задача – давать ему социальные навыки, обеспечивать эмоциональное развитие.
– Как должно строиться обучение в спецшколе в таком случае?
– Необходимы иные образовательные стандарты и учебники. Нет смысла мучить умственно отсталого ребенка усвоением знаний, которыми во взрослой жизни он никогда не воспользуется. Целью образования детей с отклонениями в здоровье, в наиболее общем смысле, является введение их в культуру – они по разным причинам выпадают из образовательного пространства, но остается культура. Культура в данном случае понимается нами как система ценностей (частных, семейных, государственных). Взрослея и присваивая эти ценности, ребенок сможет реализовать свои личные устремления. Он научится брать на себя посильную ответственность за близких, занимать активную жизненную позицию в обществе.
По заказу Минобрнауки РФ наш институт разрабатывает специальный федеральный государственный стандарт. Он должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование детей с отклонениями.
– Каким должен быть этот стандарт?
– Предложенная Институтом концепция подразумевает несколько целей.
Во-первых, стандарт должен гарантировать введение в образовательное пространство всех детей вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить саму возможность определения ребенка как "необучаемого ".
Во-вторых, стандарт должен гарантировать не только получение образования детям с тяжелыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание им специальной помощи, если они способны обучаться в условиях массовой школы. Соответственно в предлагаемой концепции разработаны четыре варианта специального стандарта, впервые включающие как ее отдельный вариант – формы систематической специальной поддержки ребенка, получающего цензовое начальное образование в среде своих здоровых сверстников в те же календарные сроки.
В-третьих, для ребенка, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.
– Развивает ли социальные навыки инклюзивное обучение? В последние годы это считается ведущей тенденцией…
– Да, но инклюзия показана не всем. Для многих её синонимом является волшебное слово "пандус " – но не каждому, кто сидит в инвалидном кресле, достаточно организовать физический доступ в обычную школу, чтобы он мог успешно там учиться.
Интеграция, инклюзия – это ведущая тенденция развития образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Мы должны стремиться к созданию условий, чтобы такие дети, подростки, студенты – если они способны, если они хотят – имели возможность посещать обычные (от детского сада до вуза) образовательные учреждения.
Тем не менее, не следует закрывать хорошо зарекомендовавшие себя специальные детские сады и школы. Конечно, я говорю об учреждениях шаговой доступности. Не дело, когда ребенок-инвалид изымается из семьи и направляется в учреждение, находящееся от его дома в десятках, а то и сотнях километров.
Что касается формирования социальных навыков, на мой взгляд, дело не в месте обучения, а в соответствующем возможностям ребенка стандарте и квалификации педагогов.