Published on НИОС (https://archive.nios.ru)

Главная > Книги не для «галочки»

26.07.2012

Книги не для «галочки»

5c4941ada710eb24cd494f51a9906555    Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» предложила свой список 100 книг для школьников. В его обсуждении приняли участие делегаты съезда учителей русского языка и литературы. Большинство имен в списке знакомы каждому советскому школьнику. Есть и новые – например, Виктор Цой и Игорь Тальков.
   В процессе обсуждения были высказаны предложения определить критерии для формирования «золотой сотни» книг, привлечь к формированию списка книг преподавателей высшей школы, деятелей культуры и представителей творческой интеллигенции, а также составить «дневник чтения» для самостоятельных рассуждений ученика по поводу прочитанных книг, подписываемый родителями.
   На сайте Всероссийского педагогического собрания можно увидеть и конкретные предложения, и рассуждения на эту животрепещущую тему.
Ольга Геннадьевна Воронина, учитель русского языка и литературы гимназии №28 г. Костромы: «В связи с тем, что отсутствие желания читать, следить за новинками литературы – это проявление «профессионального выгорания» учителей словесности, стоит привлечь к решению этой проблемы школьных библиотекарей, которые, обсуждая с детьми прочитанное, хорошо знают, что именно и почему читают дети, и в то же время владеют информацией о современной литературе... Полагаю, что списки, предложенные для обсуждения, составлялись достаточно формально и бессистемно, как первая попытка осмысления путей достижения цели, поэтому считать их за основу и, тем более, до 15 августа принимать как руководство к действию, невозможно и опасно, так как без предварительного обсуждения эта «добавочная нагрузка» вызовет раздражение и отторжение у большей части учителей. Тогда в дело вступят чиновники и погубят даже самые лучшие замыслы». 
   Владимир Илизарович Матвеев, ветеран педагогики, в прошлом учитель словесности: «В прежние годы в школе действовали пионерская и комсомольская организации, у детей была конкретная цель и стимул хорошо учиться. Духовно-нравственное воспитание находилось под пристальным контролем руководства школ и гороно. Сегодня идеология порушена и дети предоставлены сами себе, теперь у них свой «воспитатель-вдохновитель» – телевизор с прививающими агрессию боевиками и стрелялки-убивалки в компьютерных играх. Сто книг для обязательного прочтения – это очень хорошая идея президента, ее надо поддержать. Но следует также создать условия для того, чтобы эти лучшие образцы художественного слова были прочитаны не для «галочки», а по-настоящему, с глубоким осмыслением. И здесь без учителей-наставников не обойтись».
   Виолетта Саблина, молодой учитель русского языка и литературы: «Идея прочитать сто книг за период обучения в школе очень хорошая, но только стоит помнить, что нынешний «компьютеризированный» школьник обязательно попросит облечь бумажный вариант лучших книг в формат планшетника. Только так можно будет обязать ребят нашего века читать литературу. Может, закупать планшетники в школьные библиотеки и выдавать школьникам, начинив их лучшей классикой?»
   100 книг, 100 фильмов, напрашиваются «100 произведений» музыкальной классики, изобразительного искусства, архитектуры, возможно, 100 песен, 100 спектаклей. 100 знаменитостей. Далее по списку…
 
 НООС